Фонематический слух

Под фонематическим слухом понимают способность человека к восприятию звуков речи. Имея развитый  фонематический слух, дошкольник свободно отличит слова и формы слов с аналогичным звучанием друг от друга, а значит правильно поймёт то, что услышал.

В процессе работы над развитием фонематического слуха нужно придерживаться определённой последовательности, тщательно подбирая упражнения.

В основе занятий по коррекции слуха лежит прививание навыка выделять и понимать основные характеристики звуков, которые могут иметь разную продолжительность, тембр или громкость, а также навыка контроля над произношением звуков.

Формирование фонематического восприятия состоит из нескольких этапов:

    1. Выделение неречевых звуков.

     2. Определение тембра, высоты, мощи голоса с использованием одинаковых звуков, фраз и слов.

     3. Прививание навыка отличать слова, схожие по звуковому составу.

      4. Дифференциация слогов.

      5. Дифференциация фонем.

      6. Прививание навыка проводить звуковой анализ.

 Очень важно, чтобы занятия проводились в указанной выше последовательности с постепенным овладением упомянутыми навыками. Кроме того, занятия должны проводиться в игровой форме и быть нацеленными на подготовку детей к последующему обучению в школе

Мы на логопедических занятиях  используем разные игры, одна из них игра «Шумовые коробочки» называется. Цель этой игры:

развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы. Для игры взяли контейнеры из-под киндер -сюрпризов, в качестве наполнителей использовали гречку, горох, манную крупу и т.д. Дети на слух должны найти «пару по звуку».

Надежда Ивановна Потапова — учитель-логопед

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Пролистать наверх