Речевое дыхание — основа звучащей речи,источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого ( физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха,одновременно через нос и рот следует пауза. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически. Речевой выдох происходит в основном через рот,он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос.
Источник образования звуков речи — воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Залогом чёткого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
На своих занятиях мы всегда делаем упражнения по развитию речевого дыхания.
Техника выполнения упражнений:
— воздух набирать через нос
— плечи не поднимать
— выдох должен быть длительным и плавным
— необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щёки ( для начала их можно придерживать руками)
— нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
Упражнения для речевого дыхания:
ФУТБОЛ — скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребёнок должен дуя на шарик, загнать его в ворота.
ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА — ребёнок дует на лопасти игрушки -вертушки.
СНЕГОПАД — сделать снежинки из ваты( рыхлые комочки).Объяснить ребёнку, что такое снегопад и предложить
сдуть «снежинки» с ладони.
Таких игр очень много. Дети очень любят играть -дуть на различные предметы.