Фонематический слух и его недоразвитие

Сегодня мы снова поговорим о фонематическом слухе. Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. В следствии этого при восприятии речи происходит уподобление одного звука другому. В связи с неопознанием того или иного признака, звук узнаётся неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов ( изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению( например : дом-том, рак-лак, лук-люк, жук-щук). Оказывается , что у ребёнка из-за недостаточно развитого фонематического слуха начинается ряд проблем : он не может отличить парные согласные( твёрдые- мягкие, глухие-звонкие), путает свистящие и шипящие звуки, путает звуки и буквы при обучении грамоте. Дальше ребёнка начинают обучать чтению, но и там ребёнка ожидают трудности.     Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим , так и слушающим. К тому же как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания. При обучении чтению и письму ошибки становятся более  явные, трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем , когда ребёнок пойдет в школу, у него это проявится в виде дислексии ( нарушении процессов речи) и дисграфии (нарушении процессов письма), если и в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера, я имею ввиду, что делая частые и систематические ошибки ребёнок будет получать плохие оценки, отсюда к процессу обучения в школе у него сложится негативное отношение и через некоторое время он просто скажет: «Я не пойду в школу!». Всех этих проблем можно было бы избежать, если бы родители вовремя проконсультировались с логопедом. Поэтому, я считаю, что очень важно до начала обучения грамоте, чтению и письму проверить сформирован ли у вашего ребёнка фонематический слух, в норме ли его произношение. Проверить фонематический слух вы можете и сами. Но об этом мы поговорим в следующей статье. 

Надежда Ивановна Потапова — логопед

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Пролистать наверх