Подходит к концу учебный год. Наконец-то ваш ребёнок сказал трудный для него звук!
Но часто бывает так, что ребёнок произносит звук изолированно, а в свободной речи не произносит. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы — автоматизации (закрепления) правильного произношения. Вот на этом этапе помощь родителей ребёнку просто неоценима.
Задача родителей заключается в том, чтобы выполнять задания логопеда в рабочих тетрадях, содержание которых наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Родитель должен контролировать, чтобы ребёнок правильно произносил «трудный» звук во время выполнения всех заданий.
Но, всё-таки, самым главным является то, что чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль над поставленным звуком в свободной речи ребёнка ( в играх, в диалоге ребёнка с окружающими, в свободной деятельности). Когда ребёнок учит стихи в детском саду или готовит пересказ в школе, то необходимо также произносить данный звук правильно. Ведь одна из важнейших задач всего процесса работы над звуком состоит в том, чтобы у ребёнка не сформировалась так называемая «кабинетная речь», когда звук произносится правильно только в присутствии логопеда, только когда ребёнок заходит в логопедический кабинет или открывает логопедическую тетрадь с заданиями.
Контролировать произношение звука надо тактично, в спокойной форме: Скажи правильно! Скажи красиво!
Период автоматизации звуков длительный и сложный. Ребёнку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. От того как он пройдет , зависит сможет ребёнок пользоваться звуком в жизни или нет.
Навык самоконтроля у детей формируется не сразу, поэтому им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребёнка будет чёткая и понятная для окружающих.